Принцип работы 2-х тактного двигателя скутера


Многие ездят на скутерах, не зная как устроен и работает двигатель внутреннего сгорания (ДВС), который приводит в движение Вашу двухколесную технику. Зная устройство и принцип работы ДВС, Вы всегда сможете быстро и правильно диагностировать его неполадки. [adsense id="1"]

На сегодняшний день на скутерах, существует два основных типа двигателей: 2-х тактные и 4-х тактные. На большинстве скутеров, особенно до 2000 года, установлен 2-х тактный двигатель. В двухтактных двигателях все рабочие циклы (процессы впуска топливо-воздушной смеси, выпуска отработанных газов, продувки) происходят в течении одного оборота коленчатого вала - за два основных такта. У двигателей такого типа отсутствуют клапаны, распредвал и др. узлы (как в четырехтактных ДВС), их роль выполняет поршень, который при своем перемещении закрывает впускные, выпускные и продувочные окна цилиндра. "Двухтактники" - более просты в конструкции.

Мощность 2-х тактного двигателя при одинаковых размерах цилиндра и частоте вращения коленвала теоретически в два раза больше 4-х тактного за счет большего числа рабочих циклов. Однако неполное использование хода поршня для расширения, плохое освобождение цилиндра от отработавших газов и затраты части вырабатываемой мощности на продувку приводят практически к увеличению мощности только на 60-70%%.

Рассмотрим конструкцию 2-х тактного двигателя, показанную на рисунке 1:



Двигатель состоит из картера, в который на подшипниках с двух сторон установлен коленчатый вал и цилиндр. Внутри цилиндра движется поршень - высокопрочного и легкого сплава, опоясанный поршневыми кольцами, вложенными в канавки на поршне. Поршневые кольца препятствуют отработавшим газам, образующихся при сгорании топлива, в промежутке между поршнем и стенками цилиндра. В поршне установлен - пальцем, он соединяет поршень с шатуном через игольчатый подшипник. Шатун передаёт прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Далее уже, в частности на скутере, вращательное движение передается на вариатор.

Смазка всех трущихся поверхностей и подшипников внутри двухтактных двигателей происходит с помощью топливной смеси, в которое подмешано необходимое количество масла. Из рисунка 1 видно, что топливная смесь (желтый цвет) попадает и в кривошипную камеру двигателя (это та место, где закреплен и вращается коленвал), и в цилиндр. Смазки там нигде нет, а если бы и была, то смылась топливной смесью. Вот по этой причине масло смешивается в определенной пропорции бензином, через карбюратор. Тип масла используется специальный, именно для двухтактных двигателей фирмы Motul или Liqui Moly. Оно должно выдерживать высокие температуры и сгорая вместе с топливом оставлять минимум смольных отложений, а также меньше дыма.

Теперь о принципе работы: Весь рабочий цикл в двигателе осуществляется за 2 такта.



1. Такт сжатия. Поршень перемещается от нижней мертвой точки (НМТ) поршня (в этом положении поршень находится на рис. 2) к верхней мертвой точке (ВМТ) поршня (положение поршня на рис.3), перекрывая сначала продувочное 2, а затем выпускное 3 окна. После закрытия поршнем выпускного окна в цилиндре начинается сжатие ранее поступившей в него горючей смеси. Одновременно в кривошипной камере 1 вследствие ее герметичности и после того как поршень перекрывает продувочные окна 2, под поршнем создается разряжение, под действием которого из карбюратора через впускное окно и открывающийся лепестковый клапан поступает горючая смесь в кривошипную камеру.

[adsense id="2"]

2. Такт рабочего хода. При положении поршня около ВМТ сжатая рабочая смесь (1 на рис. 3) воспламеняется электрической искрой, которую производит свеча, в результате чего температура и давление газов резко возрастают. Под действием теплового расширения газов поршень перемещается к НМТ, при этом расширяющиеся газы совершают полезную работу. Одновременно, опускаясь вниз, поршень создает высокое давление в кривошипной камере (сжимая топливо-воздушную смесь в ней). Под действием давления лепестковый клапан закрывается, не давая таким образом горючей смеси снова попасть во впускной коллектор и затем в карбюратор.



Когда поршень дойдет до выпускного окна (1 на рис. 4), оно открывается и начнется выпуск отработавших газов в глушитель, давление в цилиндре падает. При дальнейшем перемещении поршень открывает продувочное окно (1 на рис. 5) и сжатая в кривошипной камере горючая смесь поступает по каналу (2 на рис. 5), заполняя цилиндр и осуществляя продувку его от остатков отработавших газов.



Далее цикл повторяется.

Следует упомянуть о принципе возгорания. Так, как топливной смеси нужно время для воспламенения, искра на свече появляется чуть раньше, чем поршень достигает ВМТ. В идеале, чем быстрей движения поршня, тем раньше должно быть установлено зажигание, потому-что поршень от момента искры быстрее доходит до ВМТ. Существуют механические и электронные устройства, меняющие угол опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя.

Наглядная схема работы 2-х тактного двигателя: