Крутящий момент. Основные понятия.
Подавляющее число покупателей, которые выбирают себе новый автомобиль, интересуясь мощностью двигателя, смотрят на показатель лошадиных сил, абсолютно не обращая внимания при этом на крутящий момент мотора. Однако для водителей с многолетним стажем этот показатель двигателя является в приоритете. Что же такое на самом деле крутящий момент, и какие у него свойства? Начнем с первого, крутящий момент – это произведение силы на плечо рычага. Такое определение дают многие информационные источники, однако из него так и не ясно, что же это такое на самом деле, поэтому рассмотрим на примере.
Крутящий момент мотора и показатель мощности. Мощность двигателя имеет размерность в лошадиных силах, однако, при рассмотрении автомобиля среднего класса весь максимум будет задействован при 5000-6000 оборотов в минуту. Следовательно, в обычных городских условиях для приведения в движение транспорта, вам будет достаточно 2000-3000 оборотов в минуту, что примерно половина мощности среднестатистического авто. Двигатель начнет работать в полную мощность при высоких оборотах, а также при совершении обгона на дороге. Из этого становиться ясно, что чем выше показатель крутящего момента, тем в более ускоренном режиме двигатель будет набирать обороты. Крутящий момент имеет непосредственную связь с длиной шатуна. То есть, при большей длине шатуна и момент повысит свои показатели.
Теперь рассмотрим вопрос об оборотах, связанных с крутящим моментом. К примеру, максимальный показатель мощности возникает при 5000–6000 оборотов в минуту. Для получения весомого ускорения необходимо постепенно разогнать двигатель, начиная с малых оборотов. Однако для этого потребуется некоторое время. Существуют также так называемые “тяговитые” двигатели. Фокус в том, что максимальный показатель мощности у этих двигателей достигается при 2000 оборотах, как результат — молниеносное ускорение при обгоне.
Тяговитыми моторами оснащены почти все автомобили с малым литражным баком, а также двигатели на дизельном топливе. У последних более отчетливо виден крутящий момент при оборотах с низким показателем. Водители, под капотом у которых “тяговитый” двигатель обычно говорят, что вся сила именно в крутящем моменте.
С учетом этой информации, можно понять, что крутящий момент и мощность двигателя – это самые главные показатели автомобиля. Оптимальным вариантом при покупке транспорта будет тот, у которого двигатель в каждом диапазоне (низкий, средний и высокие обороты), показатели крутящего момента будут иметь устойчивое значение, и приближены к максимуму. Однако такого идеального варианта еще не изобрела ни одна компания, которая специализируется на конструкциях автомобильных двигателей.
Кстати, модернизировать автомобильные характеристики по силу каждому человеку, который имеет хотя бы малейшее представление о транспорте. Если вы являетесь одним из таких, то не стоит мешкать, сделайте это прямо сейчас, причем собственным умом и руками.