Вятка — мопед, скутер, мотороллер,называйте как хотите
Опубликовано 12 Янв 2012
Первый мотороллер советского производства изготовленный на Вятско-Полянском машиностроительном заводе – это мотороллер Вятка ВП-150, которая выпускалась с 1957 по1966 г.
Вятка абсолютно идентична «итальянцу» Vespa 150GS, выпущенному в 1955 году.
Мотороллер Вятка прост как в устройстве, так и в своём обслуживании. Он может работать на самом недорогом бензине – А-66, не требует специальных регулировок и достаточно бесшумен (уровень шума — 80 дБ (А)).
Вятка, как и любой мотороллер, по сравнению с мотоциклом имеет свои преимущества. Например, на ней могли позволить себе ездить даже женщины, так как брюки и обувь водителя практически не пачкались.
Перечислим те небольшие отличия, которые имелись между мотороллером Вяткой и Веспой:
- Название на металлическом шильдике, прикреплённом на мотороллере.
- С 1960 г. на переднем колесе Вятки располагался небольшой красный флажок со звездой.
- Размер фары и центральной части руля у Вятки крупнее, чем у Весты.
- Спидометр советского мотороллера круглый, а на Веспе – овальный.
- У Вятки зажигание находится отдельно на руле, а в Веспе скрыт в корпусе фары.
- Нашинский мотороллер маленько тяжелее (на 7кг) и крупнее (база больше на4 см) своего прототипа.
- У Вятки имеется три передачи, а у Веспы – четыре.
Технические характеристики мотороллера Вятка ВП-150
Общие параметры Вятки ВП-150 :
- двухместный;
- предельный вес — 118 кг;
- сухая масса -108 кг;
- максимальная скорость -70 км/ч;
- разгон до60 км/чдостигается за 13 с;
- расход топлива при50 км/ч-3,1 л. на100 км;
- объем бензобака -12 л;
- степень шума — 80 дБ (А).
Габариты Вятки ВП-150 :
- база -120,0 см;
- клиренс -15,0 см;
- длина -1850 мм;
- ширина -80,0 см;
- высота -115,0 см;
- размер шин — 4,00-10.
Двигатель Вятки:
- двухтактный;
- один цилиндр;
- воздушное охлаждение;
- диаметр цилиндра –5,7 см;
- ход поршня -5,8 см;
- степень сжатия — 6,7;
- объем камеры сгорания — 148 см³;
- мощность -5,5 л. с/4,1 кВт при 4800 об/мин;
- наибольший крутящий момент — 9 Нм при 3800 оборотов в мин.
Трансмиссия Вятки:
- многодисковое сцепление в масляной ванне;
- трехступенчатая коробка передач, механизм переключения находиться на руле;
- передаточные числа: коробки передач — 4,83 — 2,89 — 1,80; передней передачи -3,04; задней передачи — шестеренная 1,0;
- рама – несущая, сварная;
- подвеска переднего колеса — короткорычажная, пружинная с гидравлическим амортизатором;
- вилка заднего колеcа — маятниковая, пружинная с гидравлическим амортизатором.
Окунёмся в историю Вятки
В конце 50-х годов взору граждан Советского Союза предстал невообразимо изящный и в какой-то степени редкий экземпляр двухколёсного средства передвижения – мотороллер Вятка ВП-150. Вы, конечно же, спросите: «…в чём же его уникальность, ведь это точный прототип мотороллера «итальянца» Vespa 150GS?!» Безусловно, это так, но всё же, какие молодцы наши умельцы, что создали аппарат ничуть не хуже иностранного. Правда, отношение в сотворенному агрегату, в отличие от итальянцев, у наших мотолюбителей совсем иное. В Италии, например, бытуют своеобразные клубы любителей мотороллера Vespa, где народ встречается, общается и делиться полезной информацией. У нас же мопед Вятка продолжительное время, в принципе, не считалась за транспорт. А в начале 80-х годов прошлого столетия, интерес к этому мотороллеру и вовсе пропал. Вятки в буквальном смысле выбрасывались. Из таких составляющих мотороллера, как колёса и двигатель просто-напросто сооружались тележки и мотоплуги. В достойном состоянии такие аппараты сохранились, может только, у ретро-любителей, которые бережно лелеяли и берегли их, потому что искренне гордились достижениями наших умельцев. И хоть скутер Вятка – это и не наша разработка, пусть это всего лишь копия, но всё же КАК ХОРОША!