Клуб любителей Audi Q - серии - Без рубрики - «Карманные» мотоциклы. Минимотоциклы в действии

«Карманные» мотоциклы. Минимотоциклы в действии

Опубликовано 22 Дек 2012

minimoto-150x150-9417801Гонки на мотоциклах нельзя просто наблюдать — на них нужно присутствовать.  Невозможно в полной мере насладиться высокой скоростью, крутыми поворотами и духом борьбы, витающей на гоночной трассе, если смотришь мотогонки по телевизору.

Те, кто любят мотоциклетные гонки приходят прямо к стартовой прямой или становятся вдоль одного из поворотов и терпеливо ожидают, кто же придёт первым на этот раз.

Если вы идёте на гонки по минимото или, как их ещё называют, pocket bike, что в переводе означает  «карманный» мотоцикл, то не ждите больших скоростей. Но это вовсе не из-за медлительности минибайков. Просто из-за того, что в них нет пружин и амортизаторов, на значительных скоростях лёгкие неподрессоренные мини-байки даже при мизерных неровностях могут потерять контакт с дорожным покрытием. Поэтому треки для соревнований по мини-мото, как правило, прямые и в меру длинные.

mini-bike-frame-150x150-9744798Но, не смотря на всё вышесказанное, мини-мотоциклы развивают скорость до 120 км/ч. Скорость в таких мотоциклах ощущается очень остро, так как у мини-байков низкая посадка. Сколько мастерства и сосредоточенности требуют от водителя «пропасть» резких поворотов, которые необходимо обойти парой на предельных скоростях. Выходит, что участвовать в таких гонках ничуть нелегче, чем в полноценных «классических» мотоциклетных гонках.

Сейчас уже  сложно сказать, когда и при каких условиях появился мини-мотоцикл. Наверняка можно отметь лишь то, что идея человека об уменьшении мотоцикла как-то невзначай совпала с возникновением картинга. Энтузиасты сооружали мини-байки, оснащая их двигателями начиная от стиральных машин, заканчивая  прочей силовой техникой.

В годах где-то 60-х отдельные производители картинга стали налаживать в малых количествах выпуск мини-мотоциклов для проката. А первые любительские гонки на мини-байках прошли в 1965 году. Конечно, такого признания как гонки на картинге они ещё не рождали. Скорее всего, это было связано с тем, что на то время не было трасс со специальным асфальтовым покрытием. Да и правила проведения таких гонок практически отсутствовали.

Настоящий бум мини-мото произошёл примерно через десять лет. Первыми нужду в маленьких мотоциклах уразумели японцы. И в апреле 1975 года компания Fuki Planning, которая на тот момент занималась производством мопедов, запустила серийный выпуск мини-байков «Bullet».

ursgp201-150x150-5476677Первый же чемпионат по гонкам мини-байков состоялся в 1976 году в окрестностях Токио.

Следом за «Bullet» «как грибы» стали зарождаться и другие производители мини-мотоциклов, такие как:  «Dandy», «Jaxson», «Shinwa». Мелкими шажками мини-байко-мания дошла и до Европы, вернее – до Италии. И так как мотоспорт в этой стране занимает существенное место, то без чемпионата по мини-мото обойтись не могло.

В середине 80-х годов Мотоциклетная Федерация Италии организовала кубок на японских мини-байках. Но братья Полини сочли японские мини-мотоциклы недостаточно мощными и взялись за выпуск целой линейки  мини-мото Dream Bike.

Итальянцы, в отличии от японцев, которые по сей день используют движки от «газонокосилок», сконструировали двигатель специально предназначенный для мини-мотоциклов.

Собственно в это время и была заложена концепция Pocket Bike. Данная концепция применяется европейскими производителями такими как — SG (Италия), Bianchi (Франция), Blata (Чехия), GEM (Великобритания),GRC, D.M., ZPF, Pasini, Stamas, Polini, I-Esse, Vittorazi, ATM, и по настоящее время. Большинство из них располагаются в Европе: Blata (Чехия), SG (Италия), Bianchi (Франция), GRC, Pasini,GEM (Великобритания), Polini, D.M., Stamas, I-Esse, ZPF, Vittorazi, ATM.

В мини-байки устанавливают весьма простой двухтактный двигатель, состоящий из картера, цилиндра с поршнем, коленчатого вала, карбюратора, зажигания и центробежного сцепления. Только у мини-байков с водяным охлаждением доплюсовывается ещё радиатор, помпа и расширительный бачок.  Даже заводится он шнуром, как бензопила.

first-mini-moto-150x150-7792758В Европе двигатели мини-мотоциклов производят такие фирмы как: Polini, Pasini, BZM, Blata и ZPF. Их характеристики: трудовой объем — от 30 до 50 см3, мощность — от 1,5 до 16 л.с., энерговооруженность  — максимум 0,76 л.с./кг.

Тормозная система мини-байка реализовывается за счет дисковых тормозов. Суппорты в тормозной системе приводятся в действие не гидравликой, а тросом (также как у велосипедов). Такой механизм разработан не только для дешевизны, но и для того, чтобы облегчить всю тормозную систему. Из этих же понятий на мини-мотоциклах отсутствует подвеска.

А вот без жесткой рамы мотоциклы–малыши обойтись не смогли, так как – это залог управляемости агрегата. Её конструкция в точности как в «больших» спортбайках: диагональная из алюминиевых сплавов. или пространственная из хром-молибденовых труб.

Колёса в мини-мотоциклах бывают как разных размеров —  от 4″ до 6,5″, так и из различных составов. С такими габаритами, если на дорогое что-то случится то эвакуатор дешево обойдется, ведь можно обойтись обычным авто. С учетом, того как у нас работают мотоэвакуаторы это тоже весомый аргумент. Основные производители покрышек для минимото —  PMT, Uhtan, Sawa.

Гонки на «карманных» мотоциклах уже сформировали свой длинный список признанных виртуозов. Впоследствии некоторые даже достигли успеха и в других видах мотоциклетного спорта. А мастера Марко Меландри, Валентино Росси, Мануэль Поджиали, Шинья Накано и др., начинавшие с мини-мото, по сей день остаются его почитателями.

Отчего же гонки мини-мото так привлекательны для  их организаторов?

Небольшое видео «в тему»

Вопрос несложный.  Трассу для гонок с участием мини-мотоциклов можно разместить практически на любом заасфальтированном покрытии. Эксплуатационные расходы  на такие соревнования – незначительные, бюджет участия в гонках — в 4 раза меньше чем у картинга. Возрастных ограничений для желающих проехать на мини-мотоцикле в принципе нет.

Полноценный период для проведения гонок по мини-мото в нашей стране, в связи с климатическими особенностями, составляет не более 7 месяцев. Для желающих же покататься и в холодное время года существует крытый картодром.

Комментарии запрещены.