«Карманные» мотоциклы. Минимотоциклы в действии
Опубликовано 22 Дек 2012
Гонки на мотоциклах нельзя просто наблюдать — на них нужно присутствовать. Невозможно в полной мере насладиться высокой скоростью, крутыми поворотами и духом борьбы, витающей на гоночной трассе, если смотришь мотогонки по телевизору.
Те, кто любят мотоциклетные гонки приходят прямо к стартовой прямой или становятся вдоль одного из поворотов и терпеливо ожидают, кто же придёт первым на этот раз.
Если вы идёте на гонки по минимото или, как их ещё называют, pocket bike, что в переводе означает «карманный» мотоцикл, то не ждите больших скоростей. Но это вовсе не из-за медлительности минибайков. Просто из-за того, что в них нет пружин и амортизаторов, на значительных скоростях лёгкие неподрессоренные мини-байки даже при мизерных неровностях могут потерять контакт с дорожным покрытием. Поэтому треки для соревнований по мини-мото, как правило, прямые и в меру длинные.
Но, не смотря на всё вышесказанное, мини-мотоциклы развивают скорость до 120 км/ч. Скорость в таких мотоциклах ощущается очень остро, так как у мини-байков низкая посадка. Сколько мастерства и сосредоточенности требуют от водителя «пропасть» резких поворотов, которые необходимо обойти парой на предельных скоростях. Выходит, что участвовать в таких гонках ничуть нелегче, чем в полноценных «классических» мотоциклетных гонках.
Сейчас уже сложно сказать, когда и при каких условиях появился мини-мотоцикл. Наверняка можно отметь лишь то, что идея человека об уменьшении мотоцикла как-то невзначай совпала с возникновением картинга. Энтузиасты сооружали мини-байки, оснащая их двигателями начиная от стиральных машин, заканчивая прочей силовой техникой.
В годах где-то 60-х отдельные производители картинга стали налаживать в малых количествах выпуск мини-мотоциклов для проката. А первые любительские гонки на мини-байках прошли в 1965 году. Конечно, такого признания как гонки на картинге они ещё не рождали. Скорее всего, это было связано с тем, что на то время не было трасс со специальным асфальтовым покрытием. Да и правила проведения таких гонок практически отсутствовали.
Настоящий бум мини-мото произошёл примерно через десять лет. Первыми нужду в маленьких мотоциклах уразумели японцы. И в апреле 1975 года компания Fuki Planning, которая на тот момент занималась производством мопедов, запустила серийный выпуск мини-байков «Bullet».
Первый же чемпионат по гонкам мини-байков состоялся в 1976 году в окрестностях Токио.
Следом за «Bullet» «как грибы» стали зарождаться и другие производители мини-мотоциклов, такие как: «Dandy», «Jaxson», «Shinwa». Мелкими шажками мини-байко-мания дошла и до Европы, вернее – до Италии. И так как мотоспорт в этой стране занимает существенное место, то без чемпионата по мини-мото обойтись не могло.
В середине 80-х годов Мотоциклетная Федерация Италии организовала кубок на японских мини-байках. Но братья Полини сочли японские мини-мотоциклы недостаточно мощными и взялись за выпуск целой линейки мини-мото Dream Bike.
Итальянцы, в отличии от японцев, которые по сей день используют движки от «газонокосилок», сконструировали двигатель специально предназначенный для мини-мотоциклов.
Собственно в это время и была заложена концепция Pocket Bike. Данная концепция применяется европейскими производителями такими как — SG (Италия), Bianchi (Франция), Blata (Чехия), GEM (Великобритания),GRC, D.M., ZPF, Pasini, Stamas, Polini, I-Esse, Vittorazi, ATM, и по настоящее время. Большинство из них располагаются в Европе: Blata (Чехия), SG (Италия), Bianchi (Франция), GRC, Pasini,GEM (Великобритания), Polini, D.M., Stamas, I-Esse, ZPF, Vittorazi, ATM.
В мини-байки устанавливают весьма простой двухтактный двигатель, состоящий из картера, цилиндра с поршнем, коленчатого вала, карбюратора, зажигания и центробежного сцепления. Только у мини-байков с водяным охлаждением доплюсовывается ещё радиатор, помпа и расширительный бачок. Даже заводится он шнуром, как бензопила.
В Европе двигатели мини-мотоциклов производят такие фирмы как: Polini, Pasini, BZM, Blata и ZPF. Их характеристики: трудовой объем — от 30 до 50 см3, мощность — от 1,5 до 16 л.с., энерговооруженность — максимум 0,76 л.с./кг.
Тормозная система мини-байка реализовывается за счет дисковых тормозов. Суппорты в тормозной системе приводятся в действие не гидравликой, а тросом (также как у велосипедов). Такой механизм разработан не только для дешевизны, но и для того, чтобы облегчить всю тормозную систему. Из этих же понятий на мини-мотоциклах отсутствует подвеска.
А вот без жесткой рамы мотоциклы–малыши обойтись не смогли, так как – это залог управляемости агрегата. Её конструкция в точности как в «больших» спортбайках: диагональная из алюминиевых сплавов. или пространственная из хром-молибденовых труб.
Колёса в мини-мотоциклах бывают как разных размеров — от 4″ до 6,5″, так и из различных составов. С такими габаритами, если на дорогое что-то случится то эвакуатор дешево обойдется, ведь можно обойтись обычным авто. С учетом, того как у нас работают мотоэвакуаторы это тоже весомый аргумент. Основные производители покрышек для минимото — PMT, Uhtan, Sawa.
Гонки на «карманных» мотоциклах уже сформировали свой длинный список признанных виртуозов. Впоследствии некоторые даже достигли успеха и в других видах мотоциклетного спорта. А мастера Марко Меландри, Валентино Росси, Мануэль Поджиали, Шинья Накано и др., начинавшие с мини-мото, по сей день остаются его почитателями.
Отчего же гонки мини-мото так привлекательны для их организаторов?
Небольшое видео «в тему»
Вопрос несложный. Трассу для гонок с участием мини-мотоциклов можно разместить практически на любом заасфальтированном покрытии. Эксплуатационные расходы на такие соревнования – незначительные, бюджет участия в гонках — в 4 раза меньше чем у картинга. Возрастных ограничений для желающих проехать на мини-мотоцикле в принципе нет.
Полноценный период для проведения гонок по мини-мото в нашей стране, в связи с климатическими особенностями, составляет не более 7 месяцев. Для желающих же покататься и в холодное время года существует крытый картодром.