Ксеноновые лампы. Преимущества и недостатки
Опубликовано 03 Фев 2012
В основе работы ксеноновой лампы лежит принцип дугового разряда и освещают дорогу ярким и чистым светом. Ксеноновые лампы являются лампами повышенной интенсивности излучения (HID). В основе их работы лежит явление люминесцентной электрической дуги в колбе. Это явление сродни природному появлению молнии. Газ ксенон и балластное сопротивление сделали возможным создание света, который близок по цветовой температуре к солнечному.
Ксеноновые лампы гарантируют хорошую видимость на дороге даже в самых сложных погодных условиях. Хорошая видимость – залог и вашей безопасности и безопасности окружающих.
Ксеноновые лампы по интенсивности в два раза превышают обычные галогеновые. Для того, что бы не ослепить других водителей, ксеноновые фары должны быть правильно установлены и отрегулированы на специализированных СТО.
Преимущества ксенона
Во-первых, ксенон в два раза ярче. Такие лампы дают более широкую и яркую полосу света при ближнем, отлично освещают обочину дороги, значительно увеличивают дальность обзора при дальнем свете.
В результате у вас будет в два раза больше времени, что бы отреагировать на непредвиденную ситуацию на дороге.
Во-вторых, срок службы ксенона в 10 раз больше.
Срок службы обычной галогеновой лампы составляет 400 часов, а ксеноновой – около 3000, поскольку в ксеноновой лампе свет излучает дуговой разряд, который создан сильным электромагнитным полем. А в галогеновой лампе свет излучает обычная вольфрамовая нить, коротая нагревается до высоких температур. Эта нить со временем перегорает, так же она сильно подвержена механическим повреждениям и тряске.
В – третьих, ксенон не слепит глаза водителя. Наиболее часто используемые цветовые температуры ксенона 4500K и 6000K. Они, как известно, максимально приближены к солнечному свету. К примеру, для галогеновой лампы максимальная температура 3200K.
В-четвертых, управлять транспортным средством с ксеноновыми фарами безопаснее и комфортнее. Ксенон обеспечивает лучшую видимость, привлекает к себе внимание других участников дорожного движения, что и повышает вашу безопасность.
По статистике, около 40% всех ДТП происходят из-за плохой видимости на дороге.
Замечено, что в туман и дождь количество происшествий значительно увеличивается. Галогеновая лампа, при таких погодных условиях создает эффект «световой стены» и водитель вместо дороги видит столб тумана. Ксенон не создает такого поскольку все спектры его свечения находятся в достаточно узком диапазоне. Лучи легко пробиваются сквозь туман и дождь, освещая полотно, а не капли.
Недостатки ксенона
Во-первых, необходимость установки специального блока управления. При включении лампы необходимо подать на нее напряжение в 25 киловольт, а в рабочем режиме лампе для питания необходимо 80 вольт. Стандартная система питания не в состоянии этого обеспечить.
Поэтому, для ксеноновых ламп необходимы специальные преобразователи, так называемые «блоки розжига».
Во-вторых, дороговизна.
В-третьих, ограниченность в применение на европейских дорогах.
Для тех, кто совершает поездки за рубеж, не лишним будет знать, что в Европе существует ограничение на цветовую температуру ксеноновых ламп, не выше 4800К.
Основные термины
Цоколь — часть лампы для смещения отражателя фары и колбы.
Розжиг — первичная кратковременная подача высоковольтного импульса на лампу, для первичного пробоя ксеноновой смеси.
Блок розжига (балласт) — высоковольтный трансформатор , который преобразует постоянное напряжение вашего транспортного средства в переменное высокочастотное напряжение, которое необходимо для розжига и поддержания дуги в лампе.
Цветовая температура – условная зависимость «цвета света» от цветовых температур Кельвина. Чаще всего используют цветовые температуры ламп — 4300-4500К (белый, бело-желтый), 5000К (белый), 6000К (бело-голубой).
HID – «High Intensity Discharge» установочные комплекты ксенона.
Биксенон – лампа, дающая как ближний, так и дальний свет за счет перемещения колбы.
Псевдоксенон — представляет из себя обычные галогеновые лампы, как правило с синим напылением на колбе, которое позволяет незначительно сместить цветовую температуру света в сторону белого (получаемый свет не такой желтый). Ничего общего, конечно, с настоящим ксеноном не имеют.
Стробоскопический эффект — последовательные вспышки высокой частоты ксеноновой лампы, возникающие в случае работы блока розжига на краях рабочего диапазона напряжений и в случае выгорания электродов лампы. Блок в это время работает в режиме розжига.
Обманка – устройство, которое позволяет полностью имитировать присутствие в электрической цепи галогеновой лампы. С помощью нее удается обмануть практически все известные модели бортовых автомобильных компьютеров. Совместное использование балластов с этими обманками — необходимое условие для установки ксеноновых ламп на некоторые модели транспортных средств. В случае ее отсутствия бортовой компьютер не сможет зафиксировать работоспособность головного света