Своевременная помощь при ДТП может спасти жизнь. Часть 1
Опубликовано 20 Фев 2013
Скутерист, такой же участник дорожного движения как и все остальные. Соответственно и он не застрахован от возможности стать участником или свидетелем аварии. От того насколько грамотно и своевременно оказана первая помощь при дорожно транспортном происшествии, зависит не только здоровье пострадавшего, но и порой его жизнь. Но, к сожалению, случайные свидетели ДТП в большинстве случаев способны лишь вызвать неотложку, а вот оказать первую помощь может не каждый. Иногда это к лучшему, потому что, если пострадавшему оказать помощь неправильно, то можно навредить своими действиями. Даже сотрудники ГАИ, прошедшие курс оказания неотложной помощи и то стараются не принимать участия в помощи пострадавшему до приезда скорой и не подпускать прохожих, чтобы те не усугубили своими действиями состояние потерпевшего.
Раскрывая тему скорой техпомощи и медицинских приемов при мото-ДТП, мы хотим не только напомнить вам основные методы оказания доврачебной помощи, но и рассказать об этом доступным и понятным языком. Может быть, на сегодняшний день это информация вам и не пригодится. Но если вдруг вы когда-нибудь окажитесь в подобной ситуации, то эти сведения сконцентрируют ваши действия в нужном направлении.
Представим, что у вас на глазах произошла авария, в которой пострадал скутерист или мотоциклист. Какими должны быть ваши действия?
- Первым делом необходимо взять себя в руки и успокоиться, ведь от этого, возможно, будет зависеть исход событий. Поэтому ваши действия должны быть взвешенными и рассудительными.
- Отметьте для себя, а в последствии может быть и для ГАИ, время аварии.
- Если вблизи находится телефонная будка или у вас есть мобильник, вызовите скорую помощь. Быстро и лаконично сообщите диспетчеру неотложки о «картине» дорожного происшествия, числе потерпевших и о возможных повреждениях, если вы в состоянии были это адекватно оценить. Предельно точно укажите адрес места ДТП.Если авария произошла загородом, то уведомить о ДТП нужно ближайший пост ГАИ. Если у вас нет возможности сделать это самому, то информацию о дорожном происшествии можно попросить передать любого водителя проходящих автомашин. Ну, а если вам попадётся фура с дальнобойщиком, то это вообще идеальный вариант, ведь почти в каждой машине есть в наличии СВ-радиостанция.
- Обозначьте место ДТП. Габариты скутера не лучшее решение, а вот если ваш мини-мотоцикл развернуть фарой против движения – это вариант. Только не ослепите встречные машины, направляйте свет на обочину. По-возможности постарайтесь огородить место происшествия, хотя бы поставив позади места аварии автомобиль с зажжённой аварийкой.
- Попробуйте осмотреть потерпевшего. Ваша главная задача — установить те повреждения, которые в большей степени угрожают здоровью и жизни пострадавшего.Перечислим их признаки:
- остановка дыхания. Может произойти в результате закупорки дыхательных путей кровью, рвотными массами, слизью или чужеродными предметами.
- нарушение работы сердца. Может случиться как нарушение ритма сердца так и его остановка.
- кровотечения. Наиболее серьезные — артериальные кровотечения (кровь бьет пульсирующей струей).
- всевозможные переломы рук и ног с существенным смещением. При таком переломе болевой шок обеспечен.
До того момента, пока вы не будете уверены в том, что у пострадавшего нет тяжёлых повреждений, ни в коем случае не отпускайте его с места происшествия, т.к. вследствие болевого шока он может быть не адекватен. Со спокойной душой отпустить потерпевшего можно только после осмотра врача.
Пока пострадавший в сознании, можно с уверенностью утверждать, что в ближайший отрезок времени серьезных проблем с органами дыхания и сердцем не предвидится. А вот если потерпевший без сознания, то это недобрый знак. Незамедлительно проверьте дыхание и пульс. Если на запястье пульс не прощупывается, что скорее всего, то проверьте его на сонной артерии (внутри угла, образованного грудино-ключично-сосцевидной мышцей и трахеей). Протестировать можете и прямо сейчас на себе.
- Наверное, вы не раз видели такое в фильмах, как пострадавших в ДТП пытаются ровно уложить и подложить что-нибудь под голову. В каком-то смысле это соответствует действительности, но при некоторых «Но». Всё зависит от того, в каком положении и где оказался потерпевший сразу же после аварии. Ведь его могло отбросить в кювет или под машину, или на обочину, или под скут – вариантов масса. Поэтому сперва нужно чётко оценить ситуацию и постараться адекватно оценить, не повредит ли пострадавшему его перемещение.Помните, что ваша конечная задача — положить потерпевшего на ровную поверхность на спину подальше от активного дорожного движения. Не забывайте, что перемещая поврежденные части тела пострадавшего, вы можете спровоцировать ещё больший болевой шок. А если имеются минимальные признаки повреждения позвоночника, то действовать следует предельно осторожно.Какие главные принципы следует придерживаться при перемещении пострадавшего:
- передвигайте потерпевшего осторожно и плавно;
- перемещать или поворачивать пострадавшего необходимо по меньшей мере втроем (край — вдвоем). Например, один человек удерживает голову, второй контролирует верхнюю часть туловища, третий держит ноги и область таза. Если есть ещё один лишний человек, то он может держать ноги.
- Стащите одежду с потерпевшего.Самая нелёгкая задача, в особенности, если пострадавший без сознания – это снять шлем. Вы скажите: «Пусть лучше э то сделают врачи». Но главная проблема в том, что врачи-то не знают как правильно снимать шлем, их этому никто не учил. А вот скутеристы или мотоциклисты лучше чем кто знают и умеют как это делать. И даже если бояться это сделать, то хотя бы могут подробно рассказать и показать врачам, как правильно нужно снимать шлем.Итак — снимать шлем с потерпевшего желательно вдвоём. Один человекПервый человек фиксирует шею и голову, а второй аккуратно стягивает шлем. Зафиксировать голову нужно следующим образом: большим и указательным пальцем левой руки фиксировать затылок, плотно обхватив шею потерпевшего; а удерживая большим и указательным пальцем правой руки нижнюю челюсть, зафиксировать шею спереди. Ремень шлема расстегнуть или, если это не удаётся, разрезать. Снимать шлем необходимо, приподняв голову и плечи потерпевшего и предварительно растянув в стороны лямки. Не забывайте, что шлем нужно снимать дугообразно, а не вверх.Одежду с пострадавшего снимать только в том случае, если есть необходимость доступа к поврежденной части тела. Стягивать её нельзя, только если разрезать. Здесь существует важное правило: первым дело снимается одежда с неповрежденного места, далее с туловища и лишь потом с поврежденного места.Ещё одно правило: фрагменты одежды, оставшиеся после ожогов снимать или отрывать самостоятельно ни в коем случае нельзя. Максимум, что вы можете сделать, это обрезать одежду непосредственно вокруг ожога и укрыть обожжённую область стерильной или хотя бы чистой повязкой.